Трудный (нет) путь линуксоида

 Я хочу сказать, что с Linux я познакомился абсолютно добровольно ещё в далёком 2004 году, когда папа купил нам с братом первый в жизни компьютер. Это был аппарат на процессоре AMD Athlon 2400XP+, который на тот момент имел тактовую частоту порядка 1800 мГц. Это примерно было тоже самое, что выпускала Intel под модельным рядом Celeron. Машинка медленная по современным меркам и порой уступает аналогичным компьютерам на базе ARM. Но это была радость. Можно было играться, делать в экселе домашние задания, потом диплом писал в техникуме, это было здорово и приятно. Конечно игры текли рекой, но это в основном у брата. У меня же был интерес к операционкам. Ещё до установки на тот момент WindowsXP, я прослышал про такую ОС, под названием Linux. Мало того, подробное описание я нашел в книжном магазине Буквоед. Денег на книгу у меня не было, но я вычитал, что Linux это свободная ОС, у которой не существует пиратских копий. А уже потом я купил комплект из трёх установочных дисков. Придя домой, я расчистил место под новую ОСь вставил первый диск и удивился. К тому времени я несколько раз переустанавливал XP и знал, насколько убого выглядит установщик, здесь же было по-другому. Меня сразу встретил графический установщик, он предложил выбрать язык, в списке был русский. Конечно, установщик XP тоже работал на русском. С разметкой диска я разобрался и сразу выбрал не ext2, а reiserFS, просто благозвучнее было. Потом выбор групп пакетов: офис, проигрыватели, графика, подключение к интернету, графический интерфейс... всё работало отлично. Потом начался процесс установки, инсталлятор постоянно выбрасывал лоток с диском и просил другой, я послушно ставил. Кнопка привода блокировалась, диск нельзя было извлечь до окончания установки. 

После окончания установки система попросила задать пароль root, создать пользователя, пароль пользователя и установил загрузчик. Это было шикарно и очень приятно. Система вела диалог со мной  не как с профессионалом, а помогая мне устанавливать и настраивать себя. 

После перезапуска компьютера мне открылся загрузчик, на тот момент LiLo, в последней строчке висела WindowsXP, а в первой Mandrake Linux 2004 x86 и версия ядра. Система загрузилась, интерфейс был KDE и очень богатый, синие окошки, тема оформления Galaxy, круглые кнопки. Куча программ из коробки, среди которых был GIMP 2.4, Scribus, OpenOffice, проигрыватели музыки, фильмов. В общем, всё что нужно для работы. И всё это за тоже самое время, что устанавливалась голая винда. В то время у меня был уже дорогущий жесткий диск на SATA и чтобы винда работала, ей при установке нужно было подсунуть драйвер, в случае же с Linux, она уже тогда сразу подхватывала этот интерфейс. Круто ведь?

Даже выход в интернет был лёгким. Для коннекта была своя программа, никаких драйверов не нужно было ставить для модема на COM порту. И с тех пор я живу на Linux. Однако мои предпочтения с Mandriva упали на Ubuntu. И вот с чем я не согласен, так с тем, что он проще. Нет, он не проще, а местами он мешает работать.

Потом я купил книгу по Linux и научился работать в консоли и теперь это для меня универсальный интерфейс общения с компьютером. Через неё реально быстрее получить требуемое от компьютера. Я научился настраивать сервера, управлять компьютером через сеть и без лишнего ПО добился некоторой автоматизации в быту. И всё это на базе установленной системы. 

Итоги.

Учитывая, что изначально мне не хотелось ставить "варез" на свой домашний компьютер (ибо почему-то изначально думал, что программы не должны быть пираццкими), первый компьютер был укомплектован лицензионной профессиональной виндой, установленной той фирмой, которая продала нам компьютер.
Я даже удивлялся, что у друзей стоял "варез", а о некоторых программах вроде фотошопа, офиса и прочих я лично думал, что продаваемые в метро диски лицензионные, пока не увидел реальную стоимость этих программ в магазине. А когда увидел, то подумал, что им должны быть замены. И к сожалению, на 2004-2005 годы с прикладным софтом в Linux были большие проблемы. Оказалось, что ни одна фирма не писала пользовательский софт под эту ОС. Масло в огонь подливали сами линуксойды, которыми изначально были те, кто не желал платить за пользовательских софт. И я считаю, что без них не было бы равновесия в мире ПО. Так как покупая лицензию на программу, по факту ты получаешь "кота в мешке". Учитывая ту же стабильность XP, я всегда думал, а за что нужно платить 5 тысяч рублей? А именно столько на 2005 год стоила коробочная лицензия. Или фотошоп, который на те же годы стоил порядка 32 тысяч рублей. Стало понятно, что этот софт изначально не предназначался для использования в любительских целях. Оно и понятно: для чего обычному юзверю фотошоп? Ну, а WinXP Pro. Зачем она нужна обычному юзверю, ведь была более дешевая XP HE. При чём она стоила в два раза дешевле. Не как сейчас с Win10, на которую разница в цене домашней и профессиональной версией (коробочной) незначительная. 


Послесловия

Личное мнение автора таково: считаю, что пираццкий рынок создал поколение юзверей и тех, кто обучился работать в хороших программах, не имея на то законных и моральных оснований. 




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подключение локального репозтория для debian/ubuntu/mint/astra включая установочный диск

LibreCAD шрифты

Как пользоваться LibreCAD так, чтобы было удобно.